24.12.2014

Ксения Черных рассказывает о велосборах на Кипре

Ксения Черных – известная велоориентировщица, Заслуженный мастер спорта, четырёхкратная чемпионка мира, каждый год проводит несколько выездных тренировочных сборов для спортсменов разной направленности – велосипедистов, лыжников, триатлонистов. Традиционны выезды в Финляндию, на Кипр.

 

Ксения, расскажи о планах на следующий год. Давай начнем по порядку. С Кипра.

 

Если в Леви можно ехать человеку любой направленности (у нас даже летние триатлонисты в том году приезжали, и плавали в бассейне, и бегали), то выезд на Кипр – это чисто для велосипедистов. Поэтому мы туда ездим зимой, когда нормальные люди катаются на лыжах. Едем обычно на весь март, с конца февраля.

 

С конца февраля?

 

Да. Чисто для себя мы ездим и в декабре, и в январе, если надо серьезно готовиться. А так, лагерь у нас именно на март.

 

А каков формат лагеря, то есть, насколько туда люди обычно приезжают?

 

Это не бизнес-проект, так как мы сами едем туда тренироваться. То есть, мы не планировали первоначально делать лагерь. Когда пытаешься как-то сделать всё более экономично, то зовёшь людей, чтоб стало подешевле. Потом нам очень понравилось место, которое мы нашли. В плане количества дорог и маршрутов – просто оно настолько идеальное! Я такого второго не видела, хотя считаю, что уже во многих местах побывала. А, как говорится, хорошим надо делиться. Потом уже мы поняли, что, конечно, идеально не только это место. Кипр вообще – это Мекка для велосипеда.

 

То есть, это и для велосипедистов-шоссейников?

 

Для горного велосипеда. Шоссейникам там немножко скучно будет. Потому что, как раз для шоссе там не такие большие возможности. Если вот по горным дорогам, там тысячи две километров, навскидку. А шоссейник… Да, там идет вдоль моря шоссе, поднимается в сторону Турции, потом с сторону Пафоса, там вот можно делать круг. В районе 100-километрового маршрут получится.

 

Что, до Олимпа?

 

Не, до Олимпа не доехать. Ну как? До Олимпа далеко. Ты можешь ехать в одну сторону, в другую, заезжать в ущелья по 10 км, но это не так интересно, как ездить, скажем, две недели, тренировки по 4-5 часов, и ни разу не повториться.

 

На горном велосипеде?

 

На горном, именно горном велосипеде, именно грунтовом. Конечно, там будет и шоссеечек немножко, если надо, и, плюс, у тебя еще ни одной тренировки не пропадет из-за погоды.

 

То есть, там в марте хорошая погода.

 

Это уникальное место! Там не только в марте! Там 350 дней в году солнце само по себе. И, плюс, мы еще в конце марта плавали! Без гидриков! Просто плавали. Я полчаса, например, плавала. У нас там такая лагуна рядом, её Галя Балагурова нашла. Вот там вода и прогревается…

 

Где купалась Афродита?

 

Нет, где Афродита купалась, там ветрено. И очень много наблюдающих. А наша заводь, она окружена камнями, скалами. Туда ведут такие ступеньки романтические, и мы туда каждое утро, и после второй тренировки, и вечером, и там настолько прогревается вода, что мы умудрялись в марте, когда еще никто нигде не купается, по полчаса плавать.

 

Если сейчас брать билеты, сколько это примерно будет стоить?

 

Они всегда примерно одинаковые были, тысяч 15. (Сейчас, в связи с известными событиями, цены меняются – прим. ред.)

Дешевый вариант - брать билет до Ларнаки. То ли он 6 тысяч стоил. Только не помню, в одну сторону, или в обе. До нашего места около 150 – 200 км. И люди просто арендовали машину и добирались от Ларнаки.

 

Чтоб доехать? Или такси брали? Или себе брали машину?

 

Они брали машину себе. Там аренда машины, например, сто евро на 2 недели. А мы арендуем, естественно, машину на весь срок себе. То есть, мы на ней встречаем в Пафосе, ездим в магазины, и она нужна по разным нуждам.

 

А так, лететь надо до Пафоса?..

 

Да.

 

 

А карта там есть, по которой кататься?

 

Да, мы загружаем гарминовские. Там каждая тропиночка изображена. Без Гарминов в наш лагерь мы вообще не берем. Потому что там реально можно заблудиться. Там настолько много дорог, и ты делаешь три поворота, например, даже пересекаешь пару вершинных сопок. И после этого я, например, не могу показать в какой стороне море (по солнцу, как бы, конечно, можно). То есть, настолько разворачивает, кружит, и все такое красиво одинаковое. То есть, кажется, что я здесь была, а на самом деле - никогда не была. Я вот знаю, что без гармина просто не вернусь. Вернее, уйдет много времени. Особенно если ты на несколько сопок уйдешь от моря.

То есть, ты там уже вообще теряешься. По солнцу, да, по солнцу можно. Но там начинаешь, вроде, ехать в нужную сторону, а тебя дорога увела. Причем я не понимаю, для чего такое количество дорог.

 

Наверное, чтобы запутать ориентировщиков. А проживание там где?

 

Мы в том году нашли 2 апартамента. И на их базе мы и располагаемся, и там у нас столовая. Ну, не столовая – как бы, кухня, где мы всех кормим, там мы сдвигаем столы, шикарно получается. Там очень большая гостиная, мы на ней даже на велосипедах катаемся. Ну, реально, большая. А рядом у нас там такие мезонеты, их штук 10, кажется.

 

А мезонет, это что такое?

 

Это то же самое, что апартамент, только название такое. Другое. Не знаю, почему они их так назвали. Та же хозяйка, это вот у нее, два апартамента, они просто побольше, а мезонет они такие, как вот у нас таун-хаусы. Там длинный дом, и в нем такие подъездики.

Апартамент просто подешевле.

Мезонеты - они 4-6-местные. Уровня такого европейского, там бассейн у них, в этих мезонетах. Там есть кухня, там и всё, и две спальни.

 

То есть, там в каждом отсеке? Две спальни есть, да?

 

Они даже двухуровневые, двухэтажные. Есть, по-моему, и одна, или две. В общем, там разные варианты.

И мы как планируем? Что если много народу приезжает, мы их размещаем между нашими апартаментами и этими мезонетами.

На Кипре как часто делают? Хозяин сдает апартаменты, и сам живет в этом же доме. И чаще всего они живут внизу, а сдают верхний этаж. И поэтому с великом туда-сюда, даже если тебе дадут какой-нибудь гараж, не очень удобно.

А нам вот эти апартаменты понравились, они, как бы, не очень дешевые – есть, где подешевле, но они расположены идеально, и первый этаж. То есть, вышел – и сразу у тебя земля, сразу ты можешь делать упражнения. Ты сразу побежал. То есть, мне вот это вот очень нравится!

 

Какой бюджет поездки, на неделю или на две, как вы планируете?

 

Если я не путаю, у нас было две недели, две недели проживание-питание – 500 евро. Если я не путаю. Но это – без билета.

 

А как с визой?

 

Чем хорош Кипр? Это не Шенген. То есть, у нас, например, это актуально, потому что нам не хватает дней Шенгена. У нас выбрана вся квота, потому что в Леви мы долго находимся, 45 дней у нас сразу вылетает. Потом у нас поездки, соревнования. И нам желательно тренироваться не в Шенгене, как-то мы в Армению летали на высотные тренировки. Поэтому если Кипр вступит в Шенген, мы очень расстроимся.

Да, и плюс бесплатные визы – тоже, кстати, актуально.

Ставится она быстро, за три часа.

 

У каждого свой индивидуальный план тренировок или ещё что-то?

 

Мы сейчас думаем ввести вот такую новинку, потому что все равно все хотят тренироваться как-то совместно. Мы как делали? Мы сами едем. Кто за нами успевает, кто хочет, тот едет. Единственное, что мы помогали, например, это вбивали треки. То есть, человек говорил, я хочу столько-то, столько-то, так-то, так-то. На эти подготовки уходит безумно много времени, но мы на это шли. Потому что, как без этого? У нас уже есть треки, вот уже такие, известные, под названиями.

 

То, что вы рекомендуете?

Ну, да, со смешными названиями, например, приехал Алексей, мы пишем: "Алексей 30". Значит, это трек Алексея, который проехал 30 км. Или там "Бабочка". Потому что этот трек в форме бабочки…

 

Ну, это не самые, например, в Крыму есть скалолазные маршруты Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

 

Ну, да. И у нас такие есть уже…

 

Или маршрут называется «Серпом по…»

 

О, это хорошо. Вот, например, человек приехал. Мы определяем: так, сначала его нужно послать на "47", например. То есть, какие-то треки уже есть, и еще мы марафоны там проводим на время. У нас это называется 3+1.

 

Астрофегия?

 

Астрофегия, да, марафон. 3+1 - три марафона через день, чтобы было время восстановиться и отдохнуть, своими делами заняться. Вот, и "Первый" – это у нас первый старт, разделка. То есть, это коротенький спринт по кросс-кантрийной трассе. Это реально такая интересная техническая трасса. Вот мы с него начинаем, а потом через день марафоны, и они тоже идут по нарастающей, если я не путаю, что-то типа, не знаю, 50… последний был 77, предыдущий 55, а вот первый… то ли 30, то ли 44, наверное. Мы их размечаем. Мы не только даем трек. Мы еще и размечаем. И они как настоящие соревнования. С общего старта, с призами – все как полагается.

 

Ну, вот, скажем так, я не профессиональный велосипедист, и мне было бы очень интересно пообщаться с кем-то из тренеров. Взять несколько уроков педалирования, посадки, что там еще в велосипеде. Будет ли такая возможность?

 

Ой, ну, обычно мы никогда никому не отказываем в плане что-то подсказать. У нас сейчас такой проект есть: сделать конкретный план тренировок по неделям. Так как у нас есть, грубо говоря, 2-3 человека, которые могут обучать, водить и тренировать, можно даже делить людей, если будет много народу, по силам, по группам и устраивать реальные тренировки.

 

Марафон рядом ехать не надо, что-то такое посоветовать, так… Разбиты смены по неделям, правильно я понимаю? Или там совершенно неважно, когда приезжать?

 

Мы с хозяйкой нашей договаривались, потому что у них там сдается, естественно с субботы по субботу. Но мы пытались говорить так: вот у нас человек приехал, и с этого дня платит. Но там проблема, что она не говорит вообще по-английски. И это надо на руках объяснять, потому что греческий у нас никто не знает. Поэтому, мы, конечно, старались всех немножко организовывать в плане приезда. Но даже, например, встретить 10 человек мы тоже не сможем: у нас одна машина. Поэтому совершенно спокойно у нас люди приезжали, мы ездили каждого встречать. Поэтому когда человек может – прилетает.

 

То есть, мест там хватает. Тепло, светло.

 

Уровень очень хороший, т.е. такой, европейский.

 

А прокат велосипедов там возможен? Или нет?

 

Прокат возможен. Но насколько хороший велосипед попадется…Обычно, конечно, на Кипр все со своим ездят. Но можно и брать, да. То есть, там брали, но это, конечно, не будет какой-нибудь, там, топовый и… наверняка, это будет что-нибудь тяжелое. А потом, технику, если ты хочешь, чтоб тебе ставили, конечно, надо на своем. Плюс, посадка, все это важно.

 

Какие еще особенности там?

 

На Кипре? Я же говорю, обязательно гармин. Обязательно шлем, естественно.

 

Ну, гармин, а вот телефон с картой?

 

Во-первых, телефон садится. Он через два часа у тебя может вырубиться. Потом, я не знаю, берет ли там, например, за горами. Там телефон, по-моему, не везде берет.

Но если ты умеешь с ним работать, ты за него ручаешься, что он за 6 часов у тебя не сядет… Тогда без проблем.